СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ | 2 часть
1 часть: https://vk.com/wall-37773477_36513
Возрождение в Италии: https://vk.com/wall-37773477_20229
Продвижение Северного Ренессанса осуществлялось на совершенно другой почве и запоздало на целое столетие по сравнению к итальянскому. В Италии основа гуманизма – это философо-языческие античные учения. В северных странах он базироваля на воскрешении демократической религии ранних христиан с ее требованием социального равенства. Если идеал итальянского Ренессанса — это сильный героический человек, то в северных странах — любовь христиан к ближнему. Поэтому в художественной культуре Северного Возрождения осталось намного больше черт средневекового мировоззрения, символики, религиозного чувства, она более архаична, более условна по форме и меньше знакома с античностью.
В основу философии Северного Возрождения положен пантеизм (то есть обожествление мира, природы). Искусство будто растворяет Бога в окружении природы. Поэтому она наделена божественными атрибутами: она вечна, бесконечна, безгранична. Пантеисты утверждали, что всякая природа достойна, чтобы ее изображали. Это представление спровоцировало появление в стиле отдельного жанра – пейзажа.
В конце 15 столетия в немецкой живописи Северного Ренессанса возник портрет. Картины художников из Германии отличались от работ их итальянских коллег. Последние преклонялись перед человеком и стремились создать идеал красоты, а немецкие мастера были холодны к этой стороне жизни. Они стремились передать характер человека, выразить эмоции образа. Ключевым в Итальянском Возрождении была эстетика, в Северном же – этика.
В направлении Северного Ренессанса (особенно в Нидерландах) развился жанр бытового полотна. Нидерландские мастера виртуозно писали свои работы: любую мелкую деталь изображали очень тщательно.